4ebed7efffc0e4484ba2a62c9aa5f0c1.jpg
49cc71f707a57070b6e1ec9be66577e7.jpg
Достопримечательности

Колизей

КолизейКОЛИЗЕЙ – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый большой амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». Название Колизей, по одной версии, происходит от искаженного в средние века латинского слова «сolosseum» (колоссальный). По другой, от названия стоявшей поблизости гигантской бронзовой статуи Колосс Нерона, воздвигнутой Нероном в честь самого себя. В античном Риме Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium).

 

Строительство Колизея было начато Веспасианом в 72 году н.э. и продолжилось во время правления Тита. Верхняя часть была завершена Домицианом в 82 году. Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, - неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Учитывая масштабы предприятия, работы завершились на удивление быстро. Суммы, потраченные на Амфитеатр Флавиев, были колоссальными, впрочем, римская казна не сильно пострадала от такого расточительства – деньги на него добыли в ходе войны в Иудее. Однако Колизей был не единственным увеселительным заведением на просторах Римской Империи – в те времена насчитывалось более 250 амфитеатров в разных уголках страны. Но, тем не менее, Колизей был самым крупным из них.

КолизейКолизей располагается в долине между холмами Эсквилином, Палатином, Целием, на месте искусственного озера в резиденции императора Нерона под названием «Золотой дом». Это озеро было осушено специально для строительства амфитеатра. Кроме того, что будущую строительную площадку подвергли осушению, необходимо было проложить дренажные каналы для оттока вод, стекающих с окружающих долину холмов. В итоге, строители проложили систему каналов на глубине 8 метров, затем заложили фундамент. Новому императору нужно было вытравить память о своем предшественнике, Нероне, поэтому он и выбрал роскошный водоем, населенный белыми лебедями, который находился на территории бывшей резиденции «поджигателя Рима». Вполне вероятно, что устройство гигантской арены было задумано еще Августом, но осуществить эти планы пришлось лишь сыну Веспасиана – Титу.

При Тите Флавии, сыне императора Веспасиана, состоялось пышная церемония открытия. По этому случаю были объявлены стодневные игры.

Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов, для травли зверей, для морских боев, для которых арена заливалась водой.

Представления в Колизее пользовались огромной популярностью. Можно сказать, что город жил постоянным предвкушением кровавых зрелищ. Игры проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. Это происходило в дни рождения императора и празднования исторических событий, в результате триумфа или победы. Похороны тоже являлись поводом для проведения подобного рода игр. В выпускаемых по этому случаю объявлениях (эдиктах) указывался порядок и дата проведения игр, повод, по которому они устраивались. В такие дни, с помощью сложного механизма и использования многочисленной отобранной рабочей силы, над ступеньками поднимали огромный многоцветный тент из шелка и льна.

В XI-XII вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины XIV в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине XVI в.

Красота и величие внешнего облика Колизея находится в явном противоречии с истинным предназначением данного сооружения. Трудно представить, что данный архитектурный шедевр был выстроен специально для устроения кровавых представлений, поражающих своей жестокостью. Бесспорно, Колизей является одним из самых ярких напоминаний не только о могуществе Римской Империи, но и о жестокости нравов тех времен. Внутри каменных стен вершились судьбы тысячи людей – здесь находили свой конец и преступники, приговоренные к смертной казни, и гладиаторы, и даже дикие животные, стравливаемые на потеху неугомонному зрителю. Сейчас историками подвергнут сомнению тот факт, что Колизей использовался в качестве сцены для показательных пыток над христианами. Однако римская католическая церковь активно муссировала эти «свидетельства».

Колизей на древнеримской монете 80 года

 

Здание Колизея неоднократно разрушалось: частые землетрясения, пожары, варварское отношение людей. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В течение многих лет Римский Амфитеатр стоически противостоял актам вандализма – в эпоху средних веков огромные глыбы травертина или мрамора растаскивались на построение храмов и дворцов для знати. Это был период наибольших разрушений. Так, в кладке Собора Святого Петра и Святого Иоанна Латеранского, в Палаццо Венеция (Венецианского Дворца), дворце Канцелярии, Палаццо-Фарнезе обнаружены элементы, некогда принадлежащие Колизею. Одно время, при Клименте IX, амфитеатр был даже переоборудован в фабрику по производству селитры. Сейчас здание Колизея приведено в порядок, частично реконструировано, но, конечно, восстановить его во всем великолепии не представляется возможным. Обыватель, волею судеб, оказавшийся в Риме, может лишь наблюдать не более двух третий от некогда громадного здания.

Завершенный в значительной мере при императоре Домициане и отреставрированный в эпоху Септимия Севера, Колизей, в течение многих веков, продолжал оставаться символом величия и мощи Рима. И, действительно, не существует ни одного печатного произведения, будь то эстамп, рисунок или картина, где бы не фигурировал Колизей, возвышающийся над другими величественными руинами.

Внешнее устройство.

 

 

 

Колизей

 Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс (длина наружного эллипса равняется 524 м, большая ось 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м), середина которого занята ареной (также эллиптической формы - длина 86 м, ширина 54 м), и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. Колизей был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Внешние стены Колизея были сооружены из травертина, который добывали в близлежащем городе Тиволи, внутренние – из туфа, кирпича, мрамора, бетона и дерева. При строительстве Колизея тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья.

С наружной стороны Колизей – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом.

 

На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. На каждую арку между средним и верхним ярусом приходилось по одной статуе, потолки украшала разноцветная штукатурка, на наружных стенах были закреплены бронзовые украшения. Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 находившимися над колоннами пилястрами коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий – лат. velarium), создававший тень над трибунами и ареной и защищавший зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Веларием управляли матросы, командированные на верхний ярус Колизея. Во многих местах внешнего карниза ещё до сих пор видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как-будто кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

 

 Внутреннее устройство

КолизейАрена (от лат. «arena» – «песок») была покрыта песком и предназначалась для гладиаторских боев («луди»), охоты на животных ("венатионес") и морских боев («навмахий»). На арене также происходили и выступления фокусников, и спортивные состязания, и конные турниры

Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов. Гладиаторами становились военнопленные, которых обращали в рабство и продавали по цене, зависевшей от возраста и физического здоровья.

Бойцы были вооружены короткими мечами – гладиями, от которых и происходит их название. Выживший и доказавший свою доблесть гладиатор мог получить в награду освобождение из рабства.

К арене примыкал четырехметровый подий, который служил оградой во время «морских сражений», когда арена заливалась водой. О навмахиях (морских сражениях) нужно рассказать отдельно. Невозможно представить, но технологии тех лет позволяли заливать арену водой, при этом глубина составляла несколько метров – по этому импровизированному водоему могли ходить небольшие галеры.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, система водопроводных каналов, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Только в XIX веке удалось произвести раскопки, в ходе которых и была обнаружена часть помещений, спрятанных под ареной. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.

Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. Gradus). На первом ярусе (лат. podium) располагались места для почетных зрителей, где находилась ложа императора, его семейства, сенаторов и весталок. Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения разъяренных зверей и возможных нападок со стороны гладиаторов. Выше находились 20 мраморных рядов «цивис» для официальных гостей, городских властей и лиц, принадлежащих к сословию всадников. За узким проходом следовало еще 20 мраморных рядов (по другой версии - 16 рядов), предназначавшихся для людей, имеющих права римского гражданства. А далее находилась колоннада, за которой был ярус «сумма» с деревянными скамьями для простых людей. Эти верхние ярусы отделялись от первых двух стеной высотой в 5 метров. Существовала еще и отдельная четвертая категория мест, отведенных для женщин, – сиденья размещались в самом верху. Распределение мест производилось строго в соответствии с социальной принадлежностью граждан (чем ниже положение, тем выше находилось место). У каждого зрителя была табличка с номером места.

Амфитеатр вмещал около 50.000-70.000 зрителей.

Входы для представителей власти находились под арками в стене, гладиаторы проходили через ворота, называвшиеся “Санавивариа”, обращенные к Храму Мира. Ворота под названием “Пибитинариа” предназначались для повозок, вывозивших тела погибших гладиаторов и убитых животных.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было 76, т.е. на каждый вход приходилось примерно по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такие же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь.

Колизей до сих пор остается символом Рима, являясь «визитной карточкой» столицы Италии, и одним из популярнейших туристических объектов. Древний театр называют «Гербом Рима» - он по-прежнему производит неизгладимее впечатление на всех, кому посчастливилось лицезреть этого Колосса.

В XXI веке Колизей был признан одним из Новых Семи чудес света.

Колизей

 

 

 

 

 

 


сим-карты гудлайн со скидкой

Вам понравилась статья? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ интересной и полезной ссылкой!


Нравится

Туристический портал TouristArt - все для тех, кто любит путешествовать!





RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

Искусство Путешествовать

Для тех, кто любит путешествовать! Советы туристам, новости, путеводители и достопримечательности.

добавить на Яндекс
 

240x400 2 goodline

купить путеводитель онлайн

Facebook LikeBox

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг